Подвиг несломленного генерала
В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен скончался генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. Начавший службу в инженерных войсках еще в царской армии, он, ветеран Русско-японской и Первой мировой войн, был из числа тех царских офицеров, кто в дальнейшем перешел на сторону советской власти и воевал в Красной армии против белых, интервентов, региональных царьков и просто бандитов. Такими, например, были Блюхер, Тухачевский, Ольдерогге и многие другие. Некоторые из них дожили и участвовали в боях уже против нацистской Германии, как сам Карбышев.
После гражданской войны, уже в мирное время, Дмитрий Михайлович дослужился до звания генерал-лейтенанта, участвовал в советско-финской войне, помогая в прорыве знаменитой линии Маннергейма, а так же руководил усовершенствованием фортификаций Бресткой крепости. Война застала его в Гродно, и спустя два месяца он попадет в плен, будучи в бессознательном состоянии. Оказавшись в плену, нацисты определили его в концлагерь
Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. По свидетельству надзиравшего за Власовым сотрудника личной охраны Власова офицера СД Хмырова-Долгорукого, гитлеровцы первоначально уговаривали не Власова, а именно Дмитрия Карбышева, бывшего подполковника царской армии, который владел немецким языком, и первая жена которого была немкой, занять пост командующего «Русской освободительной армией». Однако Карбышев отказывался, и гитлеровцы писали: «… Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадёжным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». И вердикт нацистов в 1943 году после двух лет уговоров: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы, никаких скидок на звание и возраст». Несмотря на свой возраст, был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. Он призывал не только советских, но всех военнопленных антигитлеровской коалиции помнить о своём Отечестве и не идти на сотрудничество с врагом. Позже его переведут в лагерь Маутхаузен, где после пыток охрана лагеря вывела генерала на мороз и облила холодной водой, от чего тот скончался. Тело было сожжено в крематории. «Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замёрзшие или с размозжёнными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев. В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью о большом человеке”, – вспоминал майор канадской армии Седдон де Сент-Клер.
Дмитрий Карбышев - человек, чье имя в советское время знал, наверно, каждый школьник. Его подвиг, который, несомненно, является одним из символов мужества, стойкости и отваги, нашел отражение в фильме Юрия Чулюкина "Родины солдат". Особенно примечательным моментом является отрывок, в котором Власов пытается убедить генерала выступить на стороне РОА, говоря, что он только пользуется германской помощью, чтобы освободить Россию от большевиков, а сам хочет потом отречься от немцев. Однако Карбышев остается непреклонен, и, как настоящий патриот, отказывается, понимая, что так он подписывает себе смертный приговор, но так он не предает свою Родину.